Олег Кесельман: про Porsche, Sport Challenge и автогонки

Вот уже третий год подряд на подмосковной трассе Moscow Raceway проходят заезды Porsche Sport Challenge, который организует Олег Кесельман и его команда Kesselman Motorsport при поддержке Porsche Rusland.

Вот уже третий год подряд на подмосковной трассе Moscow Raceway проходят заезды Porsche Sport Challenge, который организует Олег Кесельман и его команда Kesselman Motorsport при поддержке Porsche Rusland.

Думаю, нашим читателям представлять Олега Кесельмана не нужно: в России не происходит ни одного спортивного мероприятия Porsche, к организации которого не приложил бы руку Олег. Однако, наверное, не все знают, что в прошлом Олег весьма именитый автоспортсмен, мастер спорта международного класса, который выиграл в свое время все европейские чемпионаты, в которых участвовал. За исключением одного: Porsche Carrera Cup. И при этом именно Porsche запал в душу гонщику глубже всего.

— Знаешь, — сказал он мне в самом начале интервью, — у меня до сих пор свежи воспоминания о том, как я впервые столкнулся с этим автомобилем. Я ехал за суперкрутую и успешную команду «Шуберт Моторспорт» в гонке «24 часа Нюрбургринга» с самыми топовыми пилотами в составе, в том числе и с Клаудией Хуртген. У нас все было с иголочки, новое, красивое, крутая BMW M3 купе, куча инженеров и механиков, а рядом, в соседнем боксе, находились ребята, у которых был кубковый Porsche, а еще условно стол и стул — и все. И они меня просто спросили: «Хочешь прокатиться?» Так как я любил все новое, я согласился.


— И что? Ты сел в этот Porsche, проехал и понял, что все, пути назад нет?

— Я понял, что развиваться надо в эту сторону, в направлении настоящих спорткаров, которые уже изначально создаются в спорте, а не тех семейных автомобилей, из которых потом строят спорткары. Автомобиль Porsche в итоге получается в 2 раза дешевле, чем тот же М3, но доработанный до нужного уровня он дарит те же, если не более сильные, эмоции. С тех пор я с Porsche. Причем ты же знаешь мою карьеру — я более 30 лет в гонках, но вот с Porsche Carrera Cup так и не сложилось. Мне даже многие немцы советовали поискать другой, параллельный чемпионат, но меня так и не отпустило (смеется). И я не жалею!

— Олег, но почему же ты не смог там выиграть? Неужели там настолько высокий уровень пилотов? Или настолько сложная машина? Может быть, просто не судьба?

— Может, и не судьба. Но в те годы конкуренция в чемпионате была невероятно высокая, на старт выходило более 40 машин, и, чтобы ты понимала, — уровень пилотов такой, что даже после DTM люди по полсезона «въезжали» в десятку. Машина тоже специфичная, малейшая ошибка дает сразу огромное отставание, нужна постоянная практика.

С одной стороны, Porsche 911 GT3 Cup очень похож на обычный дорожный Porsche 911, а с другой — это чистый спорт, машина весьма чувствительна к нюансам настройки и управления, все зависит от работы инженера, механиков и самого пилота.


— Почему же тогда, если машина такая сложная и капризная, столько людей от нее без ума?

— Помимо того, что она как раз интересна благодаря своей сложности и того, что тебе приходится ей доказывать, что ты круче нее (а это заводит), компания Porsche знаменита своей клиентской политикой. Во-первых, ты можешь купить гоночный автомобиль практически через любой дилерский центр и там же заказать запчасти. Это дорогого стоит. Во-вторых, Porsche традиционно во многом берет на себя организацию локальных чемпионатов и тем самым их развивает. Для организации чемпионата компания имеет проверенного партнера-организатора, которого всячески поддерживает.

— Я так понимаю, что в России это как раз ты и твоя компания Kesselman Motorsport? Но все же Porsche Sport Challenge — это же не заводской чемпионат? Просто ты его проводишь с официальной поддержкой?

— В целом — да. Но мы работаем в паре с представительством. Они мне доверяют определять политику чемпионата, но я при этом, естественно, соблюдаю генеральную линию.


— Как долго ты шел к тому, чтобы создать такой чемпионат? Когда возникла в первый раз эта идея?

— С тех пор прошло 6 лет. И вот буквально недавно мы сидели, общались с участниками и вспоминали, как заезды еще проходили на автодроме «Мячково», как мы сами себе резали бутерброды и накачивали колеса. Безусловно, большой стимул в развитии нам придало появление Moscow Raceway. И дальше все уже пошло намного быстрее. А в этом году открыли Porsche Driving Center здесь же, на Moscow Raceway, и еще сразу колоссально прибавили в развитии.

— Это очень красивая схема: Porsche Driving Center поставляет участников в Porsche Sport Challenge, а «челлендж»,челлендж в свою очередь, заставляет людей задуматься о том, что они еще не все умеют и пора бы им поучиться спортивному вождению...

— К сожалению, это не я такой гениальный, что придумал такую схему (смеется). Но да, в принципе ты описала все верно.


— А кто все эти люди, которые едут у тебя в соревнованиях?

— Это парни, которые пришли на гоночные треки два, три, четыре года тому назад. Они даже не все в курсе того, что существует Российская серия кольцевых гонок, они ездят на тесты в Европу и гоняют на Нордшляйфе, поэтому могу смело сказать: я не перетянул ни одного клиента из Чемпионата России. Это люди из Porsche Club, в котором всего состоит порядка 500 владельцев этих автомобилей. 150 из них наиболее активные, их интересует все, что происходит вокруг Porsche. Вот, например, на финальном этапе участвовало порядка 80 владельцев, и это не рекорд. Я являюсь неким связующим звеном между клубом и представительством. Я могу сообщество Porsche подтолкнуть в каком-то направлении, но навязать ничего не могу. Они выбирают то, что им нравится и интересно.

— Наверное, с одной стороны хорошо, что это не просто гонки, а клуб по интересам, а с другой — это всегда сложнее организовать…

— Да, мы стараемся сделать так, чтобы люди приезжали сюда с друзьями и семьями, и чтобы их гостям было не скучно. Поэтому помимо самого спортивного ивента, здесь еще масса других развлечений вне трассы — от тест-драйвов до, не поверишь, маникюрного салона. Зато все довольны и счастливы. После июльского соревнования ко мне подошли взрослые мужики, владельцы Porsche 911 со слезами счастья на глазах. «Спасибо, — говорят, — Олег, что проводишь такие гонки. Наши одноклассники узнали через соцсети о мероприятии, узнали, что мы гоняемся, приехали повидаться. А мы 15 лет не виделись!».


— У тебя же тут проходит троеборье…

— Нет-нет, троеборье это для зрителей! Это как конкурсы. Что касается участников, то они могут заявиться в одном из трех (или во всех трех) соревнованиях —Driver’s Trophy Regularity, Time Attack и Sport Challenge. Собственно, это фактически три ступеньки сложности одного мероприятия.

Самое простое в это пирамиде — заезды на регулярность. Тут можно проехать трассу в спокойном темпе, привыкнуть к автомобилю и происходящему на треке, потренироваться. Затем выезжают в Time Attack — здесь уже посложнее и скорости выше. Ну а верхушка — это Sport Challenge, нормальный, серьезный чемпионат. Ты попробуй этих людей обгони — практически невозможно, настолько они вкатаны и едут уже фактически профессионально.

— А в каком из соревнований сегодня больше всего участников?

— В Time Attack. Примерно половина от общего числа. Оставшаяся половина делится поровну между Driver's Trophy и Sport Challenge. Но я хочу сказать, что заезды Time Attack — это своеобразные курсы повышения квалификации. 3 года назад мне приходилось уговаривать людей поехать в «Спорт Челлендже», а сегодня они говорят, что больше никогда не поедут вTime Attack. Просто это совершенно другой уровень, и когда человек до него дорастает, он просто поднимается еще на одну ступеньку.


— Можешь оценить, как прошел сезон? — Не поверишь, но мне кажется, что в этом сезоне мы слегка переборщили с активностью (улыбается). У нас прошло девять мероприятий, включая выезд в Сочи и Sport Challenge перед этапом DTM. Все же любительская серия должна иметь не более шести событий за сезон. Мы, правда, и в этом году планировали шесть, но вот не получилось!

Интерес к мероприятиям Олега Кесельмана и Porsche подтверждает и тот факт, что за прошедший период года было куплено порядка 40 (!!!) автомобилей Porsche GT3, при этом первая партия разошлась еще на уровне предзаказов, до поступления автомобилей в автосалоны. Из 39 автомобилей 30 — участники чемпионата, и лишь 9 ушли на сторону. Так что сразу понятно, что массовость этих мероприятий к следующему году не только не утихнет, но еще и наберет обороты. Ну а дальше куда расти участникам?.. Дальше — можно и в VLN, чтобы какой-нибудь еще пилот, участвующий в гонке на автомобиле другой марки, посмотрел на скромно стоящий в боксах Porsche 911 GT3 Cup и навсегда в него влюбился.

Главная прелюдия к «Ле-Ману»

«24 часа Ле-Мана» — одна из самых престижных и легендарных гонок, которая в этом году пройдет уже в 86-й раз.

Быстрейший Doorslammer в Европе

В конце мая на культовом стрипе Santa Pod Raceway Вулкан доказал всем еще раз, что является одним из быстрейших представителей европейской индустрии, продемонстрировав на финише выдающийся результат.

Menards NHRA Heartland Nationals

Ровно треть чемпионата уже позади, и этап в Топике подарил множество красочных заездов и напряженных противостояний.

JEGS Route 66 NHRA Nationals

Апсеты, аварии, возвращение на подиум героев прошлых лет, никаких изменений в стане лидеров чемпионата.

К открытию ADM Raceway в Мячково: вся история автодрома

Автодром ADM Raceway, который все на самом деле привыкли называть «Мячково», знают в России большинство тех людей, кто любит автомобили и автоспорт.

Аленький цветочек

Эй, не подходите близко: я тигренок, а не киска!

SMP RDRC. Алексей Калашников и его Toyota Mark2

Мой дрэг-рейсинг начался с поиска единомышленников и участия в “нелегале”.

NHRA. Авария Стива Колье

По непонятной причине вилли-бар на дрэгстере Стива лопнул словно сухая ветка примерно на отметке в 1/8 мили, нос болида неминуемо устремился в небо.

История дрэг-рейсинга в фотографиях. Выпуск 4

Добро пожаловать в очередной экскурс по истории дрэг-рейсинга в картинках.
Показать еще →